ВОЗДУШНЫЙ ЗАЗОР МЕЖДУ РОТОРОМ И СТАТОРОМ РЕМОНТИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.В процессе разборки замеряют воздушный зазор ремонтируемого электродвигателя. Замеренный воздушный зазор сравнивают с каталожными данными ремонтной документации. Если такие сведения отсутствуют, о допустимости зазора можно судить по ориентировочным данным в таблице.
Воздушные зазоры у асинхронных электродвигателей.
Частота вращения об. мин.
| Зазор, мм, при мощности двигателя, кВт | до 0,2 | 0,2 - 1,0 | 1,0 - 2,5 | 2,5 - 5,0 | 5,0 - 10 | 10 - 20 | 20 - 50 | 50 - 100 | 500 - 1500 | 0,2 | 0,25 | 0,3 | 0,35 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,65 | 3000
| 0,25 | 0,3 | 0,35 | 0,4 | 0,5 | 0,65 | 0,8 | 1,0 |
Если позволяет конструкция, воздушный зазор замеряют до разборки с каждой стороны электродвигателя в трех - четырех точках через отверстия в торцах щитов. Среднее значение зазора вычисляют как среднеарифметическую произведенных замеров. Особое внимание обращают на замеры зазоров у асинхронных машин. Увеличение воздушного зазора приводит к уменьшению коэффициента мощности cos ф, кпд и мощности машины. Асинхронные двигатели с зазором, увеличенным более чем на 25%, в ремонт не принимают. Чтобы поднять коэффициент мощности при перемотке двигателей с увеличенным зазором, изменяют обмоточные данные.
Если машина не имеет отверстий в щитах, зазоры измеряют после разборки. Ротор укладывают на внутреннюю поверхность статора и замеряют зазор Q1 в верхней точке. Затем ротор поворачивают на 90° и вновь замеряют зазор Q2 в верхней точке. Средняя величина рассчитывается по формуле: Qср = 0,25 * ( Q1 + Q2 )
Источник: |