МАТЕРИАЛЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.При ремонте обмоток электродвигателей применяются различные изоляционные материалы, от качества которых зависит современный технический уровень изделий (техноэкономические показатели, надежность работы и срок службы электродвигателя).
Основным в развитии электроизоляционных материалов является:
широкое применение органических полимеров с повышенными электрическими и механическими характеристиками и нагревостойкостью;
замена материалов на основе щипаной слюды материалами из слюдяных бумаг (слюдиниты и слюдопласты);
создание материалов с высокой нагревостойкостью на основе неорганических полимеров;
повышение качества и более широкое внедрение пропиточных составов без растворителей;
разработка новых марок лаков для эмальпроводов более высоких классов нагревостойкости изоляции;
внедрение в крупных и тяговых электрических машинах стекло-слюдинитовой изоляции на термореактивных связующих (монолит).
Обмоточные провода. Обмоточные провода изготовляют из меди и алюминия с волокнистой, эмаль волокнистой и эмалевой изоляцией. Для изготовления машин с изоляцией нагревостойкости класса А ранее применялись провода: с двойной хлопчатобумажной оплеткой марки ПБД; одной хлопчатобумажной и другой лавсановой (к проводнику) оплетками марки ПЛБД; с эмаль волокнистым покрытием марки ПЭЛБО. В настоящее время они почти полностью заменены проводами с эмалевой изоляцией марки ПЭВ-2 (винифлексовая изоляция). Провода с эмалевой изоляцией имеют меньшую толщину изоляционного покрытия, чем провода с эмаль волокнистой и волокнистой изоляциями. Они имеют также скользкую гладкую поверхность, облегчающую укладку проводов в пазы сердечников. Для машин других классов нагревостойкости изоляции больше применяют провода: для классов Е и В - эмаль провода марки ПЭТВ (покрытые полиэтилентерефталатными лаками ПЭ - 939 и ПЭ - 943), провода со стекловолокнистой изоляцией марок ПСД с нормальной толщиной изоляции (0,23 - 0,33 мм) и марки ПСДТ с тонкой изоляцией (толщиной 0,18 - 0,23 мм); для класса F - провод с полиэфирполимидным покрытием марки ПЭТ - 155, а также провода марок ПСД и ПСДТ; для класса Н — провода марок ПСДК и ПСДКТ, имеющие стекло волокнистую изоляцию, подклеенную кремнийорганическими лаками К - 44 или К - 47.
Изоляционные материалы. В качестве основных изоляционных материалов применяются электрокартон, лакоткани и стеклоткани, пленки из синтетических материалов, стеклоленты, асбестовые материалы и материалы на основе слюды (гибкий, формовочный и прокладочный миканиты, микаленты и стекломикаленты, различные слюдинитовые и слюдопластовые материалы). Лакоткани и стеклолакоткани применяются в качестве основной изоляции обмоток нагревостойкости класса А, а в сочетании с электрокартоном - в качестве пазовой изоляции. В электрических машинах с изоляцией класса Е для изолирования пазов сердечников широко применяется синтетическая пленка типа лавсан толщиной 0,05 мм, обладающая высокими электроизоляционными свойствами и высокой механической прочностью. Пазовые гильзы изготовляют из лавсановой пленки в сочетании с электрокартоном, толщина которого 0,2 мм. Для более высоких классов нагревостойкости в электрических машинах в качестве изоляции применяют миканитовые, слюдинитовые и стекло волокнистые материалы. Материалы для изолирования обмоток и пазов сердечников применяются в виде лент и простынок. Для изолирования проводников в местах повреждения изоляции (в местах изгиба) при изготовлении катушек применяют стеклянные ленты, пленку из фторопласта 4 (толщиной от 20 до 200 мкм). Места изгиба круглых проводов катушек изолируют, одевая стеклянный «чулок» марки АСЭЧ(б).
Пропиточные материалы. Для пропитки обмоток применяют лаки: маслянобитумные марок 458 и 447; масляноглифталевые марок ГФ - 95, МГМ - 8, МЛ - 82; термореактивные марок АФ -17 и ФЛ - 98; водоэмульсионные марок 321Т и ПФЛ - 86; кремнийорганические марок К-47 и К-47К и лаки без растворителей типа КП. Кроме лаков, для пропитки катушек возбуждения класса А и статорных обмоток высоковольтных электродвигателей используют термопластичные битумные компаунды, не содержащие растворителей и твердеющие при охлаждении. Для пропитки обмоток некоторых машин специального назначения применяют термореактивные полиэфирные компаунды марок КМГС - 1, КМГС - 2 и МБК. Применение того или иного лака или компаунда определяется классом нагревостойкости изоляции, назначением и условиями работы электрической машины. Так, лаком 458 пропитывают обмотки с изоляцией класса А, лаком 447 — классов А и В. Водоэмульсионные лаки применяются для пропитки обмоток с изоляцией классов А, Е и В. Маслянобитумные, масляноглифталевые, термореактивные и кремнийорганические лаки разбавляют органическими растворителями (ксилол, толуол, уайт-спирит). Растворителем водоэмульсионных лаков (типа 321Т и ПФЛ - 88) служит обыкновенная вода с добавлением эмульгатора ОП - 10 и аммиака. Для удаления растворителей после пропитки подвергают обмотки длительной печной сушке. Длителен и процесс компаундирования асфальтобитумными компаундами, которые применяются для пропитки обмоток с изоляцией класса А - полюсных катушек и катушек статоров высоковольтных электрических машин. Наиболее технологичными являются лаки без растворителей типа КП ( КП - 10; КП - 18; КП - 23; КП - 24), которые обладают способностью быстрого отвердевания в толстом слое. Лаки типа КП, имеющие нагревостойкость класса В, обладают хорошей цементирующей способностью, но имеют серьезный недостаток — невысокую влагостойкость, что сужает область их применения. Лаки типа КП могут применяться только для электрических машин нормального исполнения.
Источник: |