ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ СБОРКИ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.Можно выделить следующие основные операции сборки, являющиеся общими для большинства конструкций асинхронных электродвигателей. К ним относятся: монтаж подшипников, ввод ротора в статор, запрессовка подшипниковых щитов в станину, измерение воздушного зазора, испытание, отделка после испытания, окраска и сушка собранных машин.
Монтаж подшипников. В электрических машинах посадка внутреннего кольца на вал, а иногда и наружного кольца в подшипниковый щит производится с натягом. Поэтому установка их в соответствующий узел машины осуществляется при помощи пресса, а при больших натягах при посадке на вал необходим предварительный нагрев подшипников. Обычно нагрев подшипников перед монтажом совмещают с нагревом их в масляных ваннах во время расконсервации. Нагретый подшипник надевают на вал и осаживают до упора на шейке вала легкими ударами цилиндрической оправкой по трубчатой. оправке, которая имеет ободок из цветного металла со стороны, соприкасающейся с подшипником. Если в машине предусмотрены внутренние крышки, они должны быть надеты на вал перед монтажом подшипников. Роликоподшипники перед монтажом разбирают и их наружные кольца запрессовывают в подшипниковый щит отдельно при помощи пресса. Монтаж подшипников является ответственной сборочной операцией, при выполнении которой следует соблюдать выработанные практикой следующие основные приемы: во избежание повреждений рабочих поверхностей не следует применять способов монтажа подшипников, при которых усилие напрессовки может передаваться на тела качения; усилие при запрессовке прикладывают только к тому кольцу, которое устанавливается на посадочное место с натягом; при одновременной установке подшипника на вал и в корпус усилие напрессовки передается через оба кольца; нельзя наносить удары непосредственно по кольцам подшипника; для установки подшипников следует применять специальные приспособления и оправки, исключающие перекос колец и повреждение подшипников при монтаже; монтажный инструмент, приспособления и участок, на котором производится установка подшипников, должны содержаться в чистоте.
Ввод ротора в статор. При сборке статор должен быть установлен горизонтально на лапах на верстаке или на рольганге. Ввод ротора в статор небольших электрических машин, когда ротор можно легко удержать одной рукой за выступающий конец вала, производится без применения приспособлений. Более тяжелые роторы вводятся в статор с помощью поддерживающих приспособлений , придающих роторам устойчивое горизонтальное положение.
Измерение воздушного зазора. Величина зазора между ротором и статором и особенно равномерность его по всему диаметру влияют на рабочие характеристики электрической машины. Поэтому он не может быть произвольным, а должен быть выдержан^определенных пределах. Разница одностороннего зазора, измеренного в двух диаметрально противоположных точках, должна быть не более 30%, а в крановых двигателях она допускается и до 40%. Величину зазора проверяют щупами дважды. Первый раз — после ввода ротора в статор, когда ротор лежит на расточке железа статора, при этом измеряют общий зазор. Второй раз замеряют односторонний зазор в трех точках после запрессовки подшипниковых щитов. Для прохода щупа в подшипниковом щите предусмотрены три отверстия, которые расположены напротив расточки статора под углом 120° друг к другу. После замеров в отверстия ввертывают болты-заглушки.
Запрессовка подшипниковых щитов в станину. Данная операция является наиболее сложной и ответственной операцией сборки электрической машины. Сложность ее заключается в том, что запрессовываются одновременно два подшипниковых щита, которые в машинах с шариковыми подшипниками сопрягаются по двум поверхностям. Отверстие щита сопрягается с наружным кольцом подшипника, а замковая поверхность — со станиной. При запрессовке щитов в станину необходимо обеспечить совпадение крепежных отверстий с соответствующими отверстиями внутренней крышки и станины. Для этой цели в одно из отверстий внутренней крышки ввертывается технологическая шпилька, которая вводится в отверстие щита, устанавливаемого для запрессовки напротив расточки станины, а в два диаметрально противоположных отверстия щита вставляются болты, которые на две — три нитки вручную ввертываются в станину. Сориентированные таким образом щиты запрессовываются в станину с помощью двусторонних пневматических или гидравлических прессов, а крепящие их к станине болты завертываются. В процессе запрессовки недопустимы перекосы щитов. Внутренние лабиринтные крышки создают определенные неудобства при сборке электрической машины. Применение в машинах небольших габаритов шарикоподшипников с защитными шайбами позволяет отказаться от внутренних крышек и тем самым упростить сборку.
После запрессовки подшипниковых щитов в станину заполняются консистентной смазкой камеры подшипников на две трети объема и лабиринтные канавки наружных крышек, затем подшипниковые щиты с каждой стороны машины закрываются наружными крышками. Скрепив крышки болтами, вывертывают технологическую шпильку и вместо нее ввертывают предусмотренный чертежом крепежный болт. Последующими сборочными операциями перед испытанием машины являются насадка вентилятора на вал, установка и закрепление кожуха. Отделка машин после испытания. Под операцией отделки понимают обычно сборочные переходы по установке и закреплению кожуха, зажатие колодкой выводных концов в клеммной коробке и закрытие ее крышкой, установку шпонок на конец вала и его консервацию, крепление к станине машины заводского щитка.
Источник: |