СПОСОБЫ СТОПОРЕНИЯ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ СБОРКЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.При работе электродвигателя может произойти ослабление резьбового соединения в результате самоотвинчивания винтов и гаек. Для предотвращения самоотвинчивания резьбовые соединения после затяжки стопорят. Существует множество различных способов стопорения. Особенно надежным оно должно быть в тех изделиях, которые работают в условиях ударных нагрузок, тряски и вибрации.
Рис. 1. Стопорение резьбовых соединений: а — контргайкой, б — упругой шайбой, в — мягкой проволокой, г — плоскими деформируемыми шайбами, д — шплинтами
Стопорение контргайкой (рис. 1, а) заключается в том, что после затяжки соединения крепежной (основной) гайки на резьбовый конец навинчивается вторая гайка - контргайка. Ее затягивают до плотного соприкосновения с торцом основной. Стопорение про¬исходит под воздействием сил трения в резьбе и на торцовых поверхностях гаек. Этот способ стопорения недостаточно надежен при повышенных вибрациях и применяется в настоящее время сравнительно редко.
Стопорение упругими шайбами основано на создании постоянных сил трения в резьбе и на торце гайки. Наиболее часто применяют пружинную шайбу в виде кольца с косым разрезом под углом 15 ° (рис. 1, б). Концы шайбы слегка разведены и выполнены с острыми кромками. При затяжке шайба сжимается, кромки врезаются в тело гайки и опорную поверхность детали, препятствуя самоотвинчнванию.
Стопорение проволокой применяют для парных винтов (рис. 1, в) и целых групп винтов. Для этого мягкую проволоку продевают в отверстия головок. Концы проволоки скручивают плоскогубцами. При вязке надо соблюдать следующее правило: натяжение проволоки должно создавать момент в направлении затяжки винтов: для правой резьбы - по часовой стрелке, для левой - против нее. Проволока создает жесткое стопорение — отвинчивание может произойти только при ее разрыве.
Жесткое стопорение получается также при применении плоских деформируемых шайб (рис. 1, г) и шплинтов (рис. 1, д). Отвинчивание может произойти только при их деформации или срезе. Один усик шайбы после сборки отгибают на грань детали, фиксируя на ней шайбу, второй - на грани гайки. Шплинт пропускают через отверстие в болте и прорезь в гайке, концы его отгибают.
Применяются также и другие способы стопорения. В последние годы широкое распространение получило стопорение с помощью клея, краски и других составов. Клей наносят на резьбу винта или в резьбовое гнездо детали перед сборкой соединения, краску - на головку винта с заходом на смежную деталь. Перед нанесением состава поверхности обезжиривают.
Источник: |