ИСПЫТАНИЯ ОБМОТОК РЕМОНТИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОВЫШЕННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ.Электрическую прочность изоляции проверяют синусоидальным напряжением частоты 50 Гц в течение 1 мин. Для новых или капитально отремонтированных машин мощностью от 1 до 1000 кВт на номинальное напряжение 100 В и выше испытательное напряжение берут равным двукратному номинальному плюс 1000 В, но не менее 1500 В. Испытательное напряжение для обмоток возбуждения синхронных машин назначается в зависимости от режима их работы. Обмотки фазных роторов асинхронных двигателей испытывают двукратным номинальным напряжением роторной обмотки плюс 1000 В; если двигатель допускает торможение противовключением, испытательное напряжение повышают до четырехкратного плюс 1000 В. После текущего ремонта электрических машин напряжение для проверки электрической прочности изоляции берут равным 80 % напряжения, которым испытывают новые и капитально отремонтированные машины. Установка для испытания изоляции обмоток повышенным напряжением монтируется в металлическом шкафу, имеющем надежное заземление, или устанавливается внутри ограждения. Схема установки для испытания изоляции электродвигателя повышенным напряжением. Одна из возможных схем установки показана на рисунке. Для изменения напряжения в ней предусмотрен индукционный регулятор 5, который представляет собой асинхронную машину с фазным ротором и автотрансформаторной связью обмоток статора и ротора. Ротор заторможен и может поворачиваться с помощью червячной передачи, что позволяет производить плавную регулировку напряжения на зажимах регулятора. В небольших установках вместо индукционного регулятора может быть использован потенциометр или лабораторный автотрансформатор ЛАТР. Защитный резистор 6 предохраняет регулятор от перегрузки при пробое проверяемой изоляции. Шаровой разрядник 8 ограничивает напряжение на испытываемой обмотке, предохраняя ее от повышения напряжения сверх заданного. Добавочный резистор 9 предохраняет трансформатор 7 от режима короткого замыкания при пробое разрядника.
Схема установки для испытания изоляции обмоток электродвигателя повышенным напряжением: 1 - сеть переменного тока, 2 - рубильник, 3 - контактор, 4 - предохранители, 5 - индукционный регулятор напряжения, 6 - защитный резистор, 7 - повышающий испытательный трансформатор, 8 - шаровой разрядник, 9 - добавочный резистор, 10 - измерительный трансформатор напряжения.
Техника безопасности. В целях предохранения людей от попадания под опасное для жизни напряжение установка оборудуется концевыми выключателями, которые срабатывают при закрывании и открывании дверей. Один из них при закрывании двери зажигает красную лампу, которая предупреждает, что установка включена, второй выключает установку при открывании двери. Обмотка после отсоединения от установки может находиться под остаточным напряжением, опасным для человека. Поэтому после испытаний ее разряжают на землю в течение 5 мин. Испытание междувитковой изоляции обмоток производится повышением напряжения на 30% сверх номинального значения в течение 3 мин на холостом ходу машины. При этих испытаниях пробой изоляции может сопровождаться особенно часто в крупных открытых машинах вспышкой с выбрасыванием капель расплавленного металла, от которых могут пострадать окружающие. Персонал при этих испытаниях следует удалять от места расположения машины.
Источник: |