УСТРОЙСТВО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.
В асинхронной машине
принято выделять неподвижную часть – статор, вращающуюся часть ротор.
Рис 1. Устройство асинхронного электродвигателя. 1 — кабельная муфта; 2 — выводная коробка концов обмотки статора; 3 —
кольцевые шпонки крепления сердечника ротора; 4 — нажимные шайбы сердечника
ротора; 5 — вал ротора; 6 и 30 — шариковый и роликовый подшипники; 7 — медные
соединительные хомутики стержней обмотки ротора: 8 —диффузоры для направления
поступающего через подшипниковые щиты охлаждающего воздуха; 9 — стержни
обмотки ротора; 10 — бандажные кольца; 11 — обмотка статора; 12 — проволочные
бандажи ротора; 13 — подъемные кольца; 14 — дуговые шпонки; 15 — кольцевые
изоляционные прокладки; 16 — радиальные вентиляционные каналы; 17 — сердечник
ротора; 18 — литой корпус статора; 19 — сердечник статора; 20 и 21 — нажимные
пальцы и кольца сердечника статора; 22 — кольцо для соединения концов обмотки
ротора в звезду; 23 — междукатушечные и междугрупповые соединения обмотки
статора; 24 — выводы концов обмотки ротора к контактным кольцам; 25 и 27 —
коробка и колпак контактных колец; 26 — контактные кольца; 28 — подвижная
втулка с контактами для замыкания выводов обмотки ротора накоротко; 29 — муфта
для вывода концов обмотки ротора к внешней цепи.
Неподвижная
часть машины переменного тока называется статором, а подвижная часть -
ротором. Сердечники статора и ротора
асинхронных машин собираются из листов электротехнической стали, которые до
сборки обычно покрываются с обеих сторон масляно-канифольным изоляционным
лаком. Сердечники машин малой мощности иногда собираются из листов без
лакового покрытия, так как в этом случае достаточной изоляцией является
естественный или искусственно созданный слой окислов на поверхности листов
стали.
Сердечник
статора закрепляется в корпусе, а сердечник ротора — на валу (машины малой и
средней мощности) или на ободе с крестовиной и втулкой, надетой на вал (машины
большой мощности). Вал ротора вращается в подшипниках, которые помещаются в подшипниковых
щитах, прикрепляемых к корпусу статора (машины малой и средней мощности), или
на отдельно стоящих подшипниковых стояках.
На
внутренней цилиндрической поверхности статора и на внешней цилиндрической же
поверхности ротора имеются пазы, в которых размещаются проводники обмоток
статора и ротора. Обмотка статора выполняется обычно трехфазной, присоединяется
к сети трехфазного тока и называется поэтому также первичной обмоткой. Обмотка
ротора тоже может быть выполнена трехфазной аналогично обмотке статора. Концы
фаз такой обмотки ротора соединяются обычно в звезду, а начала с помощью
контактных колец и металлографитных щеток выводятся наружу. Такая асинхронная
машина называется машиной с фазным ротором. К контактным кольцам обычно
присоединяется трехфазный пусковой или регулировочный реостат. Фазная обмотка
ротора выполняется с тем же числом полюсов магнитного поля, как и статор.
Другая
разновидность обмотки ротора—обмотка в виде беличьей клетки. При этом в каждом
пазу находится медный или алюминиевый стержень и концы всех стержней с обоих
торцов ротора соединены с медными или алюминиевыми же кольцами, которые
замыкают стержни накоротко. Стержни от сердечника обычно не изолируются. В
машинах мощностью до 100 кВт стержни и кольца вместе с крылышками для вентиляции
обычно изготовляются путем заливки ротора алюминием. Такая асинхронная машина
называется машиной с короткозамкнутым ротором. Большинство асинхронных машин,
в особенности машины малой и средней мощности, выпускается с короткозамкнутым
ротором.
Воздушный
зазор между статором и ротором в асинхронных машинах выполняется минимально
возможным по условиям производства и надежности работы и тем больше, чем
крупнее машины. В машинах мощностью в несколько киловатт величина зазора
составляет 0,4—0,5 мм, а в машинах большой мощности — несколько миллиметров.
Асинхронные машины, как
правило, охлаждаются воздухом. Системы вентиляции в принципе являются такими же,
как и у машин постоянного тока.
Источник: |