КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ В ОБМОТКЕ ФАЗНОГО РОТОРАПричиной этого дефекта является короткое замыкание в обмотке ротора.
Иногда электродвигатель с фазным ротором разворачивается и при исправной обмотке ротора от вращающего усилия, создаваемого за счет гистерезиса и вихревых токов, индуцируемых вращающимся полем в активной стали ротора. Происхождение их то же, что и токов в обмотке ротора. Поэтому от взаимодействия их с вращающимся полем статора получается некоторое усилие.
Это усилие незначительно, так как вихревые токи в активной стали ротора, состоящей из отдельных листов, также незначительны, но они могут оказаться достаточными для того, чтобы заставить ротор электродвигателя вращаться на холостых оборотах. Вполне понятно, что если неисправность является следствием только указанной причины, то она не представляет никакой опасности.
Основными признаками, по которым может быть установлено наличие этой причины, являются: остановка двигателя при легком торможении и отсутствие каких-либо ненормальных явлений в электродвигателе при включении статора в сеть.
Если же причиной неисправности является короткое замыкание в обмотке ротора, то при пуске электродвигателя с нагрузкой он медленно разворачивается и обмотка фазного ротора сильно нагревается. Нагрев обмотки объясняется тем, что в замкнутых накоротко витках вращающимся полем статора наводится ток большой величины.
Короткие замыкания могут быть между хомутиками лобовых частей обмотки, между отдельными стержнями или фазами, в случае пробоя изоляции или в случае заземления обмотки ротора в двух местах.
Чтобы установить, что причиной неисправности является короткое замыкание в обмотке, необходимо тщательно обследовать ротор и проверить, не касаются ли друг друга соседние хомутики лобовых соединений. Нет ли соединения между хомутиками от припоя, оставшегося после пайки обмотки, измерить сопротивление изоляции мегомметром.
Если внешний осмотр и измерение сопротивления изоляции дают удовлетворительные результаты, то наличие замыкания в обмотке может быть установлено по неравномерному нагреванию обмотки ротора, определяемому на ощупь при питании током обмотки статора и заторможенном роторе.
Ощупывание следует производить только при отключенном статоре, так как в роторе даже низковольтного электродвигателя может появиться высокое напряжение, опасное для жизни.
Источник: |