ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОКВ результате повреждения изоляции обмоток могут произойти замыкания обмотки на корпус, замыкания между витками отдельных катушек или между фазами.
Основные причины повреждения изоляции обмоток:
- увлажнение обмоток; Увлажнение обмоток может произойти из-за продолжительного хранения двигателя в сыром неотапливаемом помещении; при длительных остановках машин, особенно в сырое время года; от действия водяных паров или воды при их непосредственном попадании в машину. Для предупреждения увлажнения обмоток во время хранения электрических машин на складе необходима хорошая вентиляция складского помещения, в которое не должны проникать едкие газы, угольная пыль и т. п. Электродвигатель нужно содержать в чистоте, строго соблюдать сроки осмотров и профилактических ремонтов.
- загрязнение машины, попадание посторонних предметов, металлических стружек, металлической и абразивной пыли; Загрязнение электродвигателя происходит от чрезмерного износа щеток и контактных колец, у двигателей с фазным ротором, от попадания загрязненного воздуха, а также угольной и металлической пыли внутрь электродвигателя. Пыль в рабочих помещениях настолько мелка и легка, что осаждается не только на наружных частях обмотки, но проникает и внутрь машины. Эта пыль образует токопроводящие мостики, которые могут вызвать перекрытие или замыкание обмотки на корпус.
- насыщение охлаждающего воздуха кислотными или щелочными парами или газами; Эти пары и газы постепенно разрушают изоляцию обмоток, следует устанавливать только закрытые машины с химически стойкой изоляцией и проточной вентиляцией, с подводом чистого воздуха извне или с внешним обдувом.
- сильный и длительный перегрев машины, вследствие чего изоляция становится хрупкой и гигроскопичной; Электродинамические силы, развивающиеся при коротких замыканиях, а также перенапряжения, возникающие в питающей сети и при выключениях обмоток возбуждения, могут вызвать перекрытие обмоток электрической дугой и пробой на корпус.
- естественный износ, старение изоляции. Для увеличения срока службы изоляции рекомендуется вести тщательное наблюдение за ее состоянием и периодически измерять сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу, а также между электрически не связанными обмотками с тем, чтобы в необходимых случаях можно было произвести мелкий профилактический ремонт изоляции или покрыть ее лаком.
Практически сопротивление изоляции обмоток считается удовлетворительным, если его величина составляет 1000 ом на 1 в номинального напряжения, но не ниже 0,5 Мом при температуре обмотки, близкой к рабочей.
Источник: |